ЛИБЕРАЛИЗМ КАК КУЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Где слогъ найду что б описать прогулку,
Шабли во льду, поджаристую булку
И вишенъ спелыхъ сладостный агатъ┘
М. Кузьмин

 

В реальном и виртуальном противостоянии либерализма и традиционализма обе стороны сталкиваются с проблемой определения того что, собственно, есть либерализм. Сами современные нам либералы склонны трактовать либерализм как представление о свободе личности и невмешательстве государства в экономические проблемы. Однако практическое применение такой трактовки приводит нас к абсурдным выводам. Получается, что в связке Альенде/Пиночет Пиночет был либералом, М. Тэтчер, а не её либеральные оппоненты в Британии 70-х была завзятой либералкой (то-то бы обиделась старушка) и даже Гитлер, как практический рыночник, был либералом в сравнении, скажем, с Розой Люксембург┘ Получается, что царская охранка защищала либерализм, а пламенные революционеры тоталитаризм и аналогичная нелепица. Интересно, что современный нам либерал на самом деле может и согласиться с частью этих абсурдных выводов, поскольку оценивает ситуацию в исторической перспективе и стремиться приписать либерализму успехи, открестившись от провалов. Однако, по воззрениям нормального человека, современника происходивших событий, либералами были и будут С. Альенде, Э. Хит, Р. Люксембург и все вместе взятые русские революционеры. Более того, в начале века можно отметить тенденцию называть либералами именно сторонников усиленного государственного контроля и насильственного осщастливливания тёмной массы. Представление о необходимости нового и светлого общества построенного на началах свободы, равенства, братства и социализма было общим для всех либералов второй половины 19-начала 20-го века. При этом подчёркивалась именно необходимость мудрого государственного контроля, дикатауры Рахметовых, насильственного над тёмной массой осуществления великих планов светлых личностей. ⌠От Москвы и до Ташкента с нетерпеньем ждёт студента┘■ Термины ⌠либералы■ и ⌠социалисты■ были синонимами в предреволюционной России. Представление Троцкого о труд. армиях вполне органично для тогдашнего либерализма, что бы ни говорили сегодняшние либералы. Можно отметить и другое. Для многих семей России либерализм является фамильным интеллигентским мировоззрением, которого придерживаются поколения. При этом, однако, палач тамбовских крестьян Аркадий Гайдар имел прямо противоположные экономические взгляды палачу русского народа Егору Гайдару. Тем не менее, если одного и другого спросить скажем в 17 и 90 √ оба поклянутся приверженности прогрессу, либерализму, демократии и свободе. И будут правы √ но по отношению к современному им пониманию прогресса, либерализма, демократии и свободы. Таким образом, мы видим что либерализм не имеет постоянной экономической или политической доктрины. Скорее, он использует какие-то кажущиеся в данные момент времени и в данных исторических условиях прогрессивными идеи (социализм, рыночная экономика и т.п.) и выдаёт их за ⌠либерализм■. Именно поэтому столь трудно определить что есть, собственно, либерализм.

Тем не менее, современники легко назвали бы вам того, кто считался либералом в данные момент времени и в данной стране. Современники точно знали что Ленин √ либерал, а Столыпин √вешатель; Франко-мясник , а еврейские бойцы интербригад √ либералы и социалисты и т.п. Опуская усилия жидовского агитпропа следует признать, что есть всё-таки что-то, что позволяет определить политических деятелей и просто людей как либералов. Но вот что это ⌠ что-то■ определить трудно. К счастью, однако, современный нам либерализм представил нам свой кулинарный эквивалент, так что практически каждый человек планеты может на вкус почувствовать что есть либерализм. Либерализм √ это интеллектуальный МакДональдс.

Бывали ли Вы когда -ни будь в МакДональдсе? Вопрос этот, абсурдный на большей части планеты, до сих пор актуален на 1/6 части суши с названьем кратким Русь. Тем не менее, и тут население знает, как выглядит Биг Мак. Положите его рядом с бабушкиным беляшом. Никакого сравнения! Биг Мак √ западный (нам ещё учиться и учиться!), прогрессивный (Чикагская школа!) , научно обоснован (не надо изобретать велосипед; иного не дано!), его едят свободные люди ( так почувствуйте вкус свободы ( и разницу заодно)!), красив ( потому что Вы этого достойны!), интернационален (кошерен, годиться для мусульман, буддистов, христиан (ну может какие отжившие церковные установления и прочая старческая и реакционная дребедень), долго остаётся свежим ( наш Президент находится в прекрасной физической форме!), композиционно сложен ( правительство Гайдара имеет самый высокий образовательный ценз с 1917 года!), питателен (как кредиты МВФ: сьел-и порядок) и вообще приятен во всех отношениях (голосуйте сердцем!).

Спасибо, но я лучше беляшик┘

Разительно схоже ЦЕЛЕПОЛОЖЕНИЕ обеих институтов: декларируемая цель √ забота о благе народа ( в случае МакДональдса об этом можно с умилением прочесть на рекламной салфетке); реальная √ извлечение прибылей для узкого круга наднациональных плутократов, столь же далёких от либерализма как и от МакДональдса. Неотличимы МЕТОДЫ достижения поставленных целей - воинствующее, почти животное стремление к унификации; слепая вера в могущество универсальных рецептов; манипулирование вкусами народов в угоду своим корыстным интересам; растиражированная в бесконечном количестве экземпляров псевдо-сложность; броская реклама, рассчитанная на склонную к простым рецептам молодежь; шумная благотворительность как эрзац настоящей заботы и т.д. Во многом общим является людской и КОНТИНГЕНТ обеих институтов √ ⌠образованщина■, по определению Солженицина, люди, не желающие и не умеющие думать (готовить) самостоятельно; люди, склонные дёшево и сердито получить удовлетворение своим духовным и интеллектуальным потребностям, при том, однако, непременном условии, чтобы это удовлетворение было обёрнуто в броскую западную мишуру, недорого (легко) получалось, и главное, было бы одинаковым и в Урюпинске и в Чикаго, создавая некую осязаемую общность между людьми такого рода. Можно быть уверенным √ те, кто в конце 80-х штурмовал первый МакДональдс, с издёвкой открытый напротив памятника Пушкину √ это будущей верный электорат наших демократов. Вид невероятного стечения давящих друг друга в очереди за западным беляшом интеллигентов окончательно убедил мировое сообщество √ Россия созрела для либерального эксперимента. И процесс пощёл┘ Здесь, конечно, следует отметить, что в развитом либеральном обществе отдельный либерал может вовсе и не ходить в МакДональдс как таковой, хотя бы из соображений заботы о своём драгоценном здоровье. Но стереотипность вкусов и мышления от этого меньше не становиться┘ Интересной частью взаимоотражения МакДональдс/либерализм является распределение ресторанов быстрого питания/либеральных взглядов в России. Они географически идентичны. Там где есть настоящий МакДональдс √ в Москве, Питере и т.п. √ и либерал настоящий, ничем не отличимый от своего Чикагского собрата ( что и есть предмет его либеральной гордости). А где ни будь в Новоурюпинске, где на улице Ленина ловкий местный предприниматель открыл собственную версию ⌠почти такого же■ (вот ведь стремление!) ресторана и либерал сходный с его лежалой, дурно пахнущей продукцией √ не Чикагский, нет, свой, Новоурюпинский. Но всё равно √ непостижимым образом точно либерал (как и страшненький продукт предпринимателя называется, как ни верти, чизбургером). Разительно схожи РЕЗУЛЬТАТЫ массированного практического использования продукции обоих институтов. Катастрофический результат воплощения в жизнь либеральных теорий чувствует на собственной шкуре каждый русский, а для демонстрации не менее катастрофических результатов применения МакДональдса вместо нормальной еды можно обратиться к примеру трагикомического конца идола либеральной эрзац культуры Элвиса Пресли.

Можно быть уверенным √ пройдут годы, и станет другим МакДональдс , не узнаваемо измениться ассортимент в угоду тогдашней моде, станет, наверное, вегетарианским и безкофеиновым. Вновь изменятся неузнаваемо и идеология либералов, но останется то общее что порождает оба этих института - циклопических размеров бездуховность, интеллектуальная несамостоятельность и лень их приверженцев и потребителей. В утешение обоим институтам можно, впрочем, отметить что и либерализм и МакДональдс нужны человеческому обществу. Еще Ницше отмечал что плохая литература необходима √ она обеспечивает потребности неразвитых людей. Страшно только, когда предназначенный для этой не самой важной цели институты занимают главенствующее в обществе положение √ впрочем, это мы уже знаем из практики.

В заключение отмечу, что не менее сложно определить и силы, противостоящие тотальной макдональдизации (либерализации) общества. Разные по политическим взглядам, религиозным и иным категориям, они также неуловимо в чём-то схожи. Где слог найду